Санкт-Петербург,
Большой Сампсониевский
проспект, 77/7
+7 812 622 68 77
Перезвоните мне
Landrin
Loft

Почему в Петербурге до сих пор нет настоящих жилых лофтов

Сми о нас
11 февраля 2022
← Вернуться назад

Историческое здание на Большом Сампсониевском проспекте, 77, входит в состав жилого квартала «Георг Ландрин». Большую его часть составляют новые дома, возведенные на месте снесенных построек советского времени, однако девелопер принял решение сохранить кирпичную дымовую трубу 1911 года и производственный корпус 1913 года. Как уточнили в компании-застройщике, оба объекта включены в единый государственный реестр в качестве объектов культурного наследия регионального значения.

— При реставрации фасада бывшей фабрики сохранятся исторические габариты, — рассказали в компании. — Здание будет, с одной стороны, эффектно выделяться на фоне современных корпусов с панорамным остеклением, а с другой — гармонировать с ними благодаря включению клинкерного кирпича в фасады новых зданий.

Внутренняя планировка также будет сохранена в значительной степени: перекрытия, большие окна, капитальные стены из красного кирпича. То есть налицо все признаки стиля лофт. На петербургском рынке недвижимости есть предложения лофтов, однако в действительности это новое строительство, пусть даже на месте бывших промышленных территорий. Во всем мире же лофты (от англ. loft — «чердак» — хозяйственный чердак или верхняя часть здания промышленного назначения) — это корпуса фабрик, заводов, складов, портовых сооружений, превращенные в жилье. Примеры подобной джентрификации, то есть реконструкции пришедших в упадок городских кварталов путем благоустройства и последующего привлечения более состоятельных жителей, есть в Берлине, Амстердаме, Нью-Йорке. У Петербурга к этому тоже есть все предпосылки, однако мешает ряд существенных ограничений.

— Прежде всего нужно учитывать, что процедура перевода земли с промышленной функции на жилую достаточно длительная, — поясняет исполнительный директор Российской гильдии управляющих и девелоперов Елена Бодрова. — В соответствии с Градостроительным кодексом РФ она займет три-четыре года, то есть это отложенные инвестиции. А во-вторых, затраты на реконструкцию всегда намного выше, чем на новое строительство. Все это требует предельно точных расчетов экономики проекта.

Между тем санация территорий, которые еще не стали депрессивными, но имеют к этому все предпосылки, — важная задача властей. Внедрение новых технологий приводит к тому, что промышленные предприятия сжимаются по объему: им уже не требуются прежние значительные площади под цеха. На заброшенные объекты приходят маргиналы. Так произошло, например, с Курляндской улицей, территорией завода «Степан Разин», которую недавно подвергли реновации.

Работа с промышленным наследием должна быть ювелирной, а наши застройщики к этому не готовы — судя по тому, что мы видим

— Еще три года назад там было страшно ходить, — отмечает Бодрова, — сегодня это модное место с коворкингами, барами, выставочными площадями.

Однако подобных примеров в Петербурге немало. Поэтому уникальность лофта «Ландрин» — именно в полной смене функции. А чтобы по такому пути смогли пойти другие застройщики, необходима некая концепция или программа сохранения исторической промышленной застройки Северной столицы.

— Власти должны определить возможные пятна краснокирпичной «промки» под реновацию и предложить пилотные проекты, — считает Бодрова. — Не надо замахиваться сразу на весь город, но нужно четко определиться: вот здесь работающее предприятие, и мы его не трогаем — это налоги и рабочие места. А вот здесь, что называется, есть потенциал: столько-то жилья, столько-то общественно деловой функции. И бизнес найдет возможности для реализации этих установок, надо только дать ему четкие правила — а это задача власти.

В противном случае получается так, как произошло на набережной реки Карповки. Как рассказала корреспонденту «РГ» член Санкт-Петербургского городского отделения ВООПиК Анна Капитонова, на территории нового жилого комплекса застройщик был обязан сохранить историческую заводскую трубу бывшего мебельно-столярного завода Мельцера, однако она мешала ему при сооружении подземного паркинга. В результате трубу снесли механизированным способом, воссоздать ее из исторических материалов теперь невозможно. Как элемент исторического ландшафта она все-таки появится на территории, но будет полностью новоделом.

— С проектным решением, к сожалению, согласился КГИОП, — отмечает Анна Капитонова, — и формально будет считаться, что застройщик свои обязательства выполнил.

На Большом Сампсониевском оригинальную трубу сохранили, хотя паркинг в состав комплекса, конечно же, тоже входит. И, по мнению градозащитников, проект требует общественной поддержки, прежде всего — как пример бережного отношения к историческому наследию.

— Освоение промышленных территорий не останавливается, — отмечает Анна Капитонова. — Большинство существующих сейчас петербургских заводов возникли на местах дореволюционных производств, и в советское время освоение этих территорий проходило тоже сложно. Поэтому работа с промышленным наследием должна быть ювелирной, а наши застройщики к этому не готовы — судя по тому, что мы видим. Историческое наследие для них — это обуза. А ведь из таких объектов можно сделать просто конфетку, изюминку проекта. И нам кажется, что следует идти именно по такому пути.

Текст: Мария Голубкова (Санкт-Петербург)
Российская газета — Экономика Северо-Запада № 15(8663)